Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s ООО «АРТ ГАЛЕРЕЯ «ТРАПЕЦИЯ» ООО «АРТ ГАЛЕРЕЯ «ТРАПЕЦИЯ»
RU / EN
События / Былое / Интервью

Интервью

«....художник не должен быть обыденным, он должен быть сверхчеловеком, который не живет ежедневными проблемами, не страдает от недостатка денег, всегда пребывает в воодушевленном состоянии»

___________________________________________

Инна Вечерко беседовала с Асей Феоктистовой

Ася поделилась своим видением современного искусства, рассказала, что вдохновляет и направляет ее в творчестве, а также дала несколько советов молодым художникам и всем людям без исключения.

Скажите, Ася, что такое современное искусство, в вашем понимании?

Мне кажется, любое искусство, которое происходит сегодня является современным. Современное касается лишь времени рождения произведения, а вот его статус зависит от причин более серьезных чем момент создания... оно существует из вечности и для вечности. Другое дело, что отношение художника должно быть современным. Мы живем во время мультимедийного сознания и обладаем стереовосприятием. Когда просматриваем отснятые материалы, нам хочется оставить целый ряд кадров, в которых происходит небольшое изменение... Происходит раскадровка движения. Одним кадром это запечатлеть невозможно.

Так и в живописи - отражается динамичный темп и перемены. Современный художник создает новый образ, новый объект, который существует наравне с тем, что живет вокруг нас. А каков этот объект, что он в себе несет, положительную энергию или депрессивную, открытие или цинизм, зависит от автора. Это, своего рода, сообщение от автора зрителю.

Леонардо да Винчи познавал искусство через науку, а науку через искусство, доказывая, что все между собой взаимосвязано. Что вы думаете об этом?

Конечно, все взаимосвязано. Вот, например, мои занятия музыкой в детстве помогают мне в живописи. Прежде чем начать рисовать, я слушаю звуки внутри себя. Слушаю этот тон, звук линий, звук основного стержня своей работы. Я воспринимаю свою живопись как некий ритм, часто проверяю её на музыкальность.

Все взаимосвязано... Человек, который несет в себе зло или ненависть, вряд ли может написать светлую и добрую картину. Личность художника отражается в его работах.

Каков ваш основной творческий замысел?

Наверное, это очень пафосно - творческий замысел. Я бы сказала, что это основные задачи. Мои задачи: пластика цвета, энергия, превращение краски в цвета, гармония в картине. Это может быть сделано просто, очень просто, но честно.

Есть ли у вас любимые художники?

Я очень люблю Рембрандта, Пьера Боннара, Жоржа Руо, Оделона Редона, Рауля Дюфи. Больше всего, наверное, я люблю Николя де Сталя. Любить – это не значит быть похожей. Я читаю их мысли, учусь просто и честно воспринимать природу, учусь работоспособности.

Классические произведения искусства - это подарки, подсказки, профессиональные советы людей, которые когда-то жили и внесли в мировое искусство итог своего творческого опыта. Если быть открытым, пользоваться этим, то можно разговаривать с классиками, учиться у них.

Как рождаются сюжеты ваших картин? Что вдохновляет?

Сюжеты картин живут вокруг нас. Я постоянно смотрю на мир как на живопись. Эти бесконечные, прекрасные картины существуют каждый момент.

Мой учитель Олег Григорьевич Бордей считал, что самое главное – это непрерывное присутствие в живописи. Он говорил: «Ася, рисуйте глазами». Это значило, что, когда ты едешь в автобусе, идешь по городу или просто моешь посуду, ты воспринимаешь все вокруг как картину в состоянии работы. Ты, как бы, пишешь эту действительность вокруг себя и воспринимаешь её как живопись.

Мир бесконечно прекрасен и полон. Сидя в темной комнате, мы видим, как небольшой свет рисует контуры предметов, или утренний свет, попадая в мастерскую, преображает пространство, создает какие-то совершенно мистические, кубистические картины.

Сюжеты картин связаны с любовью, с теплым и нежным отношением к человеку или месту. Вокруг меня мои дети. Часто, внезапно войдя в мастерскую, они вдруг сразу становятся картинами.

Как вы понимаете, что картина закончена?

Это, наверное, самый мучительный момент. Когда пишешь картину, вдруг наступает такая фаза, когда все эффектно, свежо и, кажется, работа закончена. Но это не конечный результат, это лишь фаза, нужно идти дальше. Некоторые картины я пишу по 5, 6 лет, а некоторые рождаются сразу, и невозможно к ним ничего добавить. Наверное, момент готовности картины, это когда она вступает со мной в диалог, когда она становится отдельным существом, отдельным объектом. Я смотрю на картину, а она отвечает мне. Невозможно исправить что-то в другом человеке, дорисовать ему глаз или бровь. Так же и картина становится живой, и уже невозможно к ней прикоснуться.

Какой самый знаковый момент в вашей жизни?

Таких моментов было несколько. Первый, когда я была в четвертом классе, мама подарила мне масляные краски. Я выдавила краски на палитру, почувствовала их запах, попыталась размазать их кистью и почувствовала необычайное счастье, свет из будущего, от которого я не смогла отказаться. Тогда я поняла, что буду художником.

Второй момент был, когда я встретила своего учителя Олега Григорьевича Бордея. Он был человеком, на которого не повлияло ни общественное порицание, ни отсутствие возможности организовать собственную выставку. Он много трудился, каждый день приходил в свою мастерскую, с одинаково ровным спокойствием, воодушевлением. Всегда очень критично подходил к своим работам, будто выносил их на суд тысячи зрителей, хотя у него в мастерской бывали единицы. Тогда я поняла, что художник не должен быть обыденным, он должен быть сверхчеловеком, который не живет ежедневными проблемами, не страдает от недостатка денег, всегда пребывает в воодушевленном состоянии.

Третий момент - моя выставка в Лондоне. Мне предложили выставить мою живопись со скульптурами Огюста Родена. Еще во время учебы, нам говорили, что живопись проверяется скульптурой. Стоит поставить свою работу рядом со скульптурой, как сразу видны отсутствие объёма, недостаточно совершенная композиция, может даже аморфность. Скульптура критикует живопись.

И вот, на этой выставке некоторые мои работы провалились, их пришлось заменить на другие, но некоторые работы выдержали это соседство. Тогда я поняла какую-то решимость, напор, композиционную ясность, которая должна быть в картинах. Эта выставка многое изменила в моём ощущении работы и критики к себе.

Как вы думаете, что человек должен обязательно сделать в жизни?

Каждый человек уникален и обладает талантом. Очень важно его понять, раскрыть и дарить его людям. Тогда человек будет счастлив, удовлетворён и спокоен. Часто люди думают, что их талант не важен и не ценен, идут не по своему пути, терпят там неудачи, становятся глубоко несчастными.

Самое важное - понять для чего ты предназначен.

Какой бы вы дали совет молодым начинающим художникам?

Мой совет - как можно дольше не продавать, не показывать свои картины, сосредоточиться, честно и кропотливо работать, не пытаться сделать эффектные картины, и вообще не пытаться сделать картины, учиться понимать, чувствовать живые линии природы, познать её пластику, движение и жизнь. Наслаждаться своими открытиями!

Сейчас легко создать абстрактную картину: несколько мазков и это уже произведение искусства. Но человек в этом случае ничему не учится и не совершает внутреннего труда. Зритель всегда чувствует эту пустоту.

Поэтому нужно много работать, не хвалить и не оправдывать себя. Критика всегда - лучший подарок.

Ваш девиз в жизни?

Слава Богу за все!

 
 
Арт-галерея «Трапеция»

На главную Написать письмо Карта сайта